Виктор Евсеевич Николаев — российско-германский абстракционист и каллиграф, художник неофициального круга и один из важнейших представителей абстрактной живописи в России.

Его творческий путь начался в 1968 году. В 1976–77 гг. Николаев устраивал квартирные выставки с участием Дмитрия Пригова, Бориса Орлова, Игоря Шелковского и других художников-нонконформистов. В 1970-х он познакомился с Франциско Инфанте, и эта встреча дала толчок к развитию индивидуального стиля Николаева. Ориентирами для него стали крупнейшие художники парижской школы: Анри Матисс, Винсент Ван-Гог, Жоан Миро, а также Василий Кандинский и Пауль Клее.

Виктор Николаев прошел длинный путь в поиске своего варианта беспредметного искусства: его вдохновением становились как учение дзен-буддизма, так и «спонтанная живопись» американского абстракциониста Джексона Поллока. В конце 1980-х Николаев пришел к ташизму и «медитативной» технике гуаши на бумажных листах. Позднее основным выразительным знаком его полотен стали каллиграфические символы, напоминающие японскую письменность.

Беспредметное искусство Николаева пришло к абсолютной творческой зрелости в начале 1990-х годов. К этому времени он выработал уникальный язык, создав многочисленные живописные и графические серии различного формата. «Ярко выраженный экспрессивный жест его беспредметничества прошел через горнило ускоренного развития советского андеграундного искусства последних двух десятилетий, вступив вместе с ним в этап существования живописи „после концепции“», — писала искусствовед Марина Бессонова в каталоге персональной выставки Виктора Николаева в Третьяковской галерее в 1993 году.